Есть ли в тундре снежный человек
Холодный ветер Нгрэм-Сей (ненецкое название) отошел на юг, и в Гыданскую тундру нагрянула весна. По ненецкому календарю июнь называется “Мангаты игры” - месяц гнездования птиц.
Я отыскал наших ребят с велосипедами в одном из безымянных местечек близ Салехарда, заставленных кочевыми чумами оленеводов. Федор Абдулин отказался возвращаться домой. Даже прошелся гоголем вокруг костра. Но гримасы боли на его лице показывали, что все это друг наш делает через силу. Мы попросили его снять ботинки. А носки пришлось отдирать от ног вместе с присохшими болячками. Ждать, когда все у него заживет, не было смысла. И как не сопротивлялся Абдулин, мы увезли его в аэропорт, загрузив тем, что экспедиции было уже не нужно. А сами двинулись дальше на восток, выбрав своим ориентиром городок Красноселькуп, столицу северного народа селькупов. Их более четырех тысяч. Но живут они не только в Красноселькупе. Разбросаны по северу Красноярского края, Тюменьской области, в Ямало-Ненецком национальном округе.
На одном из привалов Павел рассказывает, как экспедиция пересекала Уральские горы. Хотя стоял май, в вершинах хребтов весной и не пахло. На одном из перевалов парни остановились на ночлег. Как всегда, выкопали яму, укрылись полиэтиленовой пленкой. И тут поднялась пурга. Тридцать шесть часов провели ребята под снегом и еле выбрались, когда буран утих. Чтобы не задохнуться в снежном склепе, постоянно пробивали сугроб, наметаемый над ними. И не поддались стихии.
Много интересных легенд услышали ребята в поселках ненцев и хантов. В одном из чумов старый охотник рассказал о снежном человеке тундры. По описаниям, он достигает двух метров. Уже не раз люди пытались войти в контакт с ним. Но каждый раз такая затея заканчивалась трагически. В 1983 году восемь любознательных путешественников из Москвы, наслушавшись легенд, вышли на поиски представителей одной из ветвей рода человеческого и бесследно исчезли на несколько месяцев. Когда сошли снега, их нашли мертвыми в горах Урала. Их засыпала снежная лавина. Местные жители утверждают, что ее пустили на москвичей снежные люди, не желающие вступать в контакт с представителями “гомо сапиенс”.
Вплотную проблемой снежного человека занимался один из местных журналистов. Он, якобы, вычислил пути этих гоминоидов, решил заснять их на кинопленку, а звуки их “речи” записать на магнитную ленту.
Он ушел в тундру, чтобы никогда не вернуться домой. Позднее охотники нашли часть его аппаратуры. Следов самого исследователя не осталось.
Среди ненцев, хантов, селькупов ходит поверье, что “снежный человек” живет в двухкилометровых провалах, встречающихся в тундре. Но где они, эти провалы, почему до сих пор не встретились геологам, нефтяникам, газовикам?
“Жилье” гоминоидов - в центральной части тундры, утверждают некоторые представители народов Крайнего Севера. Пока что изучена только малая ее часть - вдоль побережья Северного Ледовитого океана - и полоса, подступающая к Сибири. Все остальное - белое пятно со многими неизвестными нам явлениями.
Люди могут есть траву, мох, дерево...
Снова наш маленький караван бредет через тундру. На пути попадается неширокая речка. Надуваем резиновую лодку, грузим в нее Павла с велосипедом, сумку с продуктами. К лодке привязали тонкую, но прочную веревку. Павел гребет к противоположному берегу, не справляется с бурным течением, теряет равновесие, переворачивается и вместе со своей поклажей оказывается в воде. Все, кроме лодки и Павла, тонет. Паша выбирается на обледенелый противоположный берег, раздевается, выжимает мокрую одежду.
Сережа Вилков бросается к реке, хочет нырнуть за велосипедом и рюкзаками. Но я прошу его, как более сильного, остаться на берегу и страховать спасательную операцию по поиску затонувших вещей. Раздеваюсь, привязываю к поясу веревку. Осторожно трогаю воду голой ногой. И тут же отдергиваю ее. Не вода, а каленое железо. Но снаряжение экспедиции надо достать во что бы то ни стало. Бросаюсь в жгучую реку, ныряю четыре раза. Нахожу злополучный велосипед. Правда, пока привязывал к нему веревку, думал, что глаза лопнут от холода.
Сумку с продуктами мы так и не нашли. Перебираемся на противоположный берег, быстро бросаемся в дорогу. Потому что вокруг ни одной палки, деревца, из которых можно было бы разжечь костер, обсушиться возле него и обогреться. Согреет нас только движение.
Мне вспоминается поход до Полюса относительной недоступности. Двоим из нашей экспедиции, Васе Шишкареву и Юре Хмелевскому, пришлось побултыхаться среди льдин океана при температуре за минус сорок. Выловив их из воды, мы натягивали палатку, разжигали в ней сразу три примуса. Температура в нашем невесомом домишке поднималась на семь градусов по сравнению с той, что стояла “на улице”, но все равно колебалась на отметке возле минус сорока. Мы сдирали с наших коченеющих товарищей, синеющих на глазах и превращающихся в мумии -настолько сжимались все их мышцы - мокрые одежды, выбрасывали их наружу. Чтобы друзья наши не упали тут же, придерживали их руками, натягивали на них запасные трусы и майки, свитера и штаны. А за палаткой уже оббивали лед с их моментально промороженных одежд. И снова облачали в них парней, принявших водную процедуру. Потому что одевать было больше нечего.
После этого Вася Шишкарев и Юра Хмелевский стучали зубами беспрерывно в течение всего похода, пока мы не пришли на дрейфующую станцию СП-27.
Мы с Пашей сейчас тоже клацаем челюстями. Но, слава Богу, температура выше нуля. К счастью, нет ветра. Груженые велосипеды тащить по тундре тяжело, и меня уже вскоре прошибает пот. Паша высушил свою одежду на собственном теле.
Часа через три после этого происшествия так захотелось есть! Но, увы, все припасы на дне реки. С каждым пройденным километром аппетит разгуливается, и мы согласны есть все что угодно.
Вспоминаю одного московского специалиста, а может быть, фантазера, не знаю, как точнее назвать человека, разрабатывающего теорию о том, что люди могут есть траву, дерево, сено, размельченные кости различных животных и свободно продержаться на них много дней. В Москве этот специалист и его последователи открыли “Похлебочную”. На тридцать копеек в обед вы наберете суп из лебеды, котлеты из одуванчиков и каких-нибудь листьев. Я ни разу не рискнул столоваться в “Похлебочной”, но помню, что для нефтяников севера новоявленный диетолог рекомендовал мох, которым питаются олени. Нефтяники хохотали над этим советом и говорили: “Мы, пожалуй, много наработаем с мха. Ноги попротягиваем, пока от дома до промыслов доберемся”.
Но голод - не тетка. Собираем мох, солим его, благо пачка соли осталась в одном из наших рюкзаков. Начинаем жевать. “Сроду не ел такой гадости”, - говорит Сережа Вилков и выплевывает “пищу”. Я проглотил порцию оленьей еды. Желудок уже не пустой, становится чуть-чуть легче. “Интересно, а что Травин ел зимой? - спрашивает Паша. - Из-под снега ягель ковырял?”
До сих пор остается загадкой, чем, действительно, питался Глеб Леонтьевич в течение своего трехлетнего путешествия. То, что его кормили в каждом доме, встречающемся на пути, в каждой юрте -сомненья нет. Однажды он голыми руками поймал молодого оленя и использовал его мясо в пищу. Но ведь были периоды, когда он ехал по несколько сотен километров, не встречая никого. Поразительны ресурсы Травина, если он мог сутками обходиться без пищи.
На второй голодный день Сережа уже не выплевывает мох, жует и глотает. Возле одного озерка мы нашли перья птиц, развели костер. Смолили перья на огне и ели.
На третий день нам повезло - наткнулись на зимовье охотника. Судя по виду убогого жилища, в него давно не ступала человеческая нога. А на столе стояла трехлитровая банка рыбьего жира. Для меня он был противней мха. Но пришлось пить.
Не знаю, что бы мы ели еще, если бы не встретили оленеводов. Они гнали свои стада к местам летних пастбищ. Вечером встали лагерем, распалили костер, на котором булькала вожделенная оленина. Пока готовился ужин, мы смотрим необычное представление - ненецкие танцы.
Бригадир оленеводов Ненянг изображает Тыника - большого тундрового гуся. Расставив руки-крылья, он делает круг почета над озером и садится на сухой берег, неуклюже ковыляя по земле. Потом испускает призывный клич.
В ответ несется: “Лык-лык-лылык”. Это женщина-пастушка, изображая гусыню, мягко “приземляется” рядом с Ненянгом. Оба исполняют ритуальный танец весны, после чего сооружают гнездо, в котором должны вывести новое потомство.
Красочен и дик этот ненецкий танец. Ненянг предлагает кому-либо из нас принять участие в представлении. Павел соглашается. Но в своей голубой штормовке, спортивной шапочке он так не похож на гуся, что пастухи заливаются хохотом, и смущенный Паша с обидой садится возле костра.
Пока я пишу в чуме эти заметки, оленеводы по очереди поют. У ненцев и хантов каждый человек должен сложить свою песню жизни. Когда рождается ребенок, мать или отец дарят ему песню напутствия, пожелания. Станет ребенок взрослым, сам должен сочинить. Так что на Севере каждый и поэт, и композитор. Умрет человек, после него остаются не только его дела и память о нем, но и его именная песня.
Оленеводы Ненянга посоветовали нам взять южнее. Там, где-то ближе к Сибири, тянется заброшенная железнодорожная насыпь. Если мы выйдем на нее, километров через четыреста прибудем в селькуповскую столицу.
С сожалением расставались мы с людьми, ставшими для нас друзьями. Остаемся одни. Садимся на велосипеды и исполняем сюрпляс. Не едут колеса, тонут во мху. Спешиваемся, продолжаем путь, ведя в поводу наши “вездеходы”.
Динозавр
Попадается болото, кочковатое и не такое уж большое. Обходить его не хочется. “Пойду на разведку”, - говорю ребятам. Прыгаю на одну кочку, другую. Держат. Попадаю на небольшой упругий островок. Но что это. Он шевелится под ногами, начинает приподниматься, увеличивается в размерах. Я наступил на какое-то живое существо и оно, побеспокоенное моими ногами, выползает из болота. Спина чудовища поднялась уже на метр. В растерянности я не знаю, куда прыгать.
Сережа кричит испуганным голосом: “Динозавр!”
Паша вопит: “Федя, быстрей назад!”
Туша динозавра, медленно поднимаясь все выше и выше, начинает валиться на бок. Изо всех сил отпрыгиваю назад и, проваливаясь в болото, лечу к ребятам. Сережа Вилков щелкает фотоаппаратом выплывающее из воды существо. Оно серое, шерсть похожа на свалявшийся мох. Со спины чудовища стекает потоками вода. Вот открывается белое брюхо исполина, он со страшным гулом переворачивается и плюхается обратно в воду.
“Что-то тут не то”, - говорю парням, вытягивая шею и разглядывая лежащего кверху животом динозавра. Он неподвижен, мертв, блестит на солнце.
“Мне кажется, что это лед. Может быть, динозавр окачурился миллион лет назад, заледенел в этом болоте. А потом грунт поплыл, его выбросило на поверхность”, - говорит Паша.
Обвязываюсь веревкой. Прошу друзей в случае опасности тянуть меня назад, что бы ни произошло. Приближаюсь к динозавру. Но им оказалась обыкновенная льдина. Она настолько подтаяла, что достаточно оказалось чуть тронуть ее, чтобы она перевернулась и вновь залегла в болото на долгие годы.